Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница»)

    Драма «Бесприданница» стала одной из вершин драматургии Островского. По степени драматизма и глубине психологизма, по характеру конфликта её сравнивают с «Грозой». Такое сопоставление даёт возможность ощутить новые грани дарования автора, его художественную эволюцию. Психологизм «Бесприданницы» -- это психологизм великого мастера. Каждый персонаж раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью. Эту пьесу писал драматург, мудро отвергавший чьи бы то ни было схемы и догмы, веривший в правоту своего понимания жизни, в обоснованность своих идейно-художественных принципов.

    Пьеса состоит из ряда крупных и значительных сцен, которые расположены в соответствии с логикой положений и ситуаций. В очередной раз Островский в центр пьесы ставит судьбу женщины, показывая жизнь с наиболее эмоциональной стороны. Автор противопоставляет холодному, бездушному расчёту и эгоизму искренность, доверчивость "горячего сердца". Ларису Огудалову, как и Катерину в пьесе «Гроза», окружает «тёмное царство». Представителями его являются Паратов, Кнуров, Вожеватов, Карандышев. Они опутывают героиню плотным кольцом, противопоставляя свои лицемерные представления о жизни чистым стремлениям «белой чайки», так переводится с греческого языка имя Лариса.

    Первыми из представителей «тёмного царства» на сцене появляются Кнуров и Вожеватов. Включая Кнурова и других персонажей в орбиту нашего внимания, Островский использует распространённый в драматургии приём предварительных характеристик. Они, разумеется, субьективны и выражают не столько точку зрения драматурга, сколько высказывающего их персонажа. Так, Гаврила характеризует Кнурова через его сравнение с Вожеватовым. Всё различие между ними заключается лишь в том, что Вожеватов «малодушеством занимается; ещё мало себя понимает; а в лета войдёт, такой же идол будет».

    В списке действующих лиц читаем, что «Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием». Теперь о его имени. По словарю Даля, "кнур" – боров, кабан, хряк, свиной самец. Вот, оказывается, какой человеческой породы этот Кнуров. Это цивилизованный «идол», миллионер, презирающий всех малосостоятельных людей, замкнут, неразговорчив, пренебрежителен к людям не его круга, например, к небогатому чиновнику Карандышеву. Объясняя свои редкие посещения Огудаловых, он говорит: «Да неловко; много у них всякого сброда бывает; потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут. Вот, например, Карандышев,-- ну что за знакомство для меня!».

    У Кнурова и имя, и отчество необычны, подобранные к определённому интонационному звучанию и символическому значению. А имя, Василий Данилович, – обиходное и распространённое. "Вожеватый", по Далю, обозначает -- обходительный и приветливый человек, занимательный собеседник. Но таков ли он, этот обходительный и приветливый купец? По ходу пьесы мы видим, что Вожеватов холодный и здравомыслящий человек. Ему неизвестна потребность в том, что «любовью-то называют». Чувство, названное Стендалем «безумием, доставляющим человеку величайшее наслаждение», вовсе ему незнакомо, и он по этому поводу нисколько не сокрушается. Кстати, слово «любовь» Кнуров употребляет в пьесе единственный раз, когда подозревает Вожеватова в способности её испытывать. Видимо, взгляд на любовь у этих героев совпадает.

    Кнуров женат, Вожеватова мысль о женитьбе не привлекает, Лариса для них недостижима. Они вынуждены признать: «Хорош виноград, да зелен». Но вскоре выясняется, что они оба хотели бы «прокатиться на выставку» в Париж с Ларисой. Кнуров с завистью говорит о молодости Вожеватова, о его молодой горячности и способности к порывам, однако, Вожеватов решительно отвергает такое о себе представление: «Всякому товару цена есть… Я хоть молод, а не зарвусь, лишнего не передам». Здесь в пьесе появляется тема купли-продажи человека, как товара. Эта тема получает свое логическое развитие в четвёртом действии, в одной из самых жестоких сцен пьесы, когда Кнуров и Вожеватов разыгрывают жребий, кому ехать в Париж с Ларисой. Это счастье достаётся Кнурову. В согласии Ларисы никто не сомневается. Кнуров имеет возможность предложить Ларисе содержание – столь громадное, что заставит замолчать самых злых критиков чужой нравственности. Виновником такого положения Ларисы является Паратов.

    Этот персонаж характеризуется так: «Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за 30». Не правда ли, тут всё благозвучно и даже изысканно? Фамилия, однако, тоже не только звучит красиво, но и ещё кое что значит. На языке охотников, паратый – сильный, быстрый зверь. Перед нами – барин из судохозяев, несущий в себе нечто звериное, а может быть, и хищное.

    Какие разные они люди – Паратов и Вожеватов! Один – дворянин и барин – пленителен, обаятелен, смельчак. Для него, согласно его словам, «ничего заветного нет». Другой – молодой купчик – осмотрителен, ни на какие порывы не способен. Однако, при всём различии, обнаруживается в них нечто общее.

К-во Просмотров: 3108
Найти или скачать Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница»)