Творчество Ч. Айтматова

"Творчество Ч. Айтматова"
Айтматов - все сочинения

( краткий литературный обзор )

Чингиз Айтматов (род. в 1928 г. ) - одна из самых замечательных фигур современной советской литературы. Это писатель глубоко национальный, но с первых же шагов в литературе он стал известен во всем Союзе. В качестве одного из видных советских писателей он широко популярен за рубежом. Последние годы он часто выступает там с лекциями, интервью, на различных форумах.
Однако прежде чем к Айтматову пришел успех, он много и напряженно работал: искал свои темы, своих героев, свою собственную манеру повествования. С самого начала его произведения отличали особый драматизм, сложная проблематика, неоднозначное решение проблем. Таковы ранние повести: \"Джамиля\" (1957), \"Тополек мой в красной косынке\" (1961), \"Первый учитель\" (1963). На последней повести остановимся чуть подробнее. Сам автор говорил: \". . . в \"Первом учителе\" я хотел утвердить наше понимание положительного героя в литературе. . . Я постарался взглянуть на этот образ нашими, современными глазами, я хотел напомнить теперешней молодежи о ее бессмертных отцах\".
Образ учителя, изо всех сил стремящегося оторвать детей своих односельчан от невежества, до боли современен. Разве и сегодня жизнь учителей-сподвижников не направлена на то же? И разве не глубоко прав критик В. Панкин, что \"уважать учителя- эта наука почему-то дается труднее других\".
Постепенно все шире и глубже становится охват жизни, писатель все больше стремится проникнуть в ее тайны, в суть острейших вопросов современности. При этом проза Айтматова становится более философской; противоречия, коллизии достигают очень большой силы. Усложняются способы повествования. Часто неразрывно сливаются размышления, внутренние монологи героя с авторской речью. Усиливается роль фольклорных элементов, в рассказ вплетаются лирические песни ( \"Прощай, Гульсары!\"),
предания, мифы, легенды (\"Белый пароход\", \"Пегий пес, бегущий краем моря\"). От этого образы приобретают особое, символическое значение, углубляется философская направленность произведений.
Некоторые критики выделяют три периода в творческом развитии Ч. Айтматова. \"Джамиля\", \"Верблюжий глаз\", \"Тополек мой в красной косынке\", \"Первый учитель\"- произведения первого этапа. Второй образуют повести \"Материнское поле\" (1963 г. ) и
\"Прощай, Гульсары!\" (1966г. ). Третий же начинается с \"Белого парохода\" ( 1970 г. ). Это также \"Ранние журавли\", \"Пегий пес, бегущий краем моря\" и роман \"Буранный полустанок\". \"Личность и Жизнь, Народ и История, Совесть и Бытие- вот проблемные пары трех означенных ступеней восхождения Айтматова ко все более глубинным сутям\",- пишет исследователь творчества писателя Г. Грачев.
Не просто отдельные люди с их чувствами и думами, а Человек вообще становится в центре внимания писателя. Он стремится постигать законы бытия, смысл жизни. Так, нет конкретных примет времени, индивидуальности характеров в философской повести
\"Пегий пес, бегущий краем моря\". Смысл ее в думах старика Органа: \". . . перед лицом бесконечности простора человек в лодке ничто. Но человек мыслит и тем восходит к величию Моря и Неба, и тем утверждает себя перед вечными стихиями, и тем он соизмерен глубине и высоте миров\". Всем своим содержанием эта повесть является подходом к роману \"Буранный полустанок\" ( другое название \"И дольше века длится день\" ). Главное в романе - это принципиально новое осмысление времени и пространства, это весь мир наш с раздирающими его противоречиями, мир на грани катастрофы. Произведение глубоко философично и художественно. Не могут не нравиться и люди труда, вечные труженики, которых с такой любовью изобразил автор.

К-во Просмотров: 5515
Найти или скачать Творчество Ч. Айтматова